В новых требованиях к оформлению протокола наибольшее недоумение у инициаторов общих собраний вызвал пункт про необходимость указания СНИЛС в бюллетенях со сноской на ч. 10 ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ, посвященной онлайн-собраниям (подп. «е» п. 17 Требований). Возник вопрос, нужно ли указывать СНИЛС в бюллетенях на обычном собрании в очно-заочной форме.
Поклонники поштучной загрузки бюллетеней в ГИС ЖКХ дружно поддержали такую идею.
Критики пустопорожней работы резонно отмечают, что сведения о СНИЛС, согласно Жилищному кодексу РФ, указываются в бюллетенях при онлайн-собрании; приказ Минстроя содержит отсылку именно на эту норму. Поэтому нет никаких причин считать, что Минстрой требует указывать СНИЛС на обычных собраниях.
Мнение Минстроя России (письмо от 30.10.2025 N 66057-ДН/04, не является нормативно-правовым актом, выражает мнение ведомства):
- СНИЛС необходимо указывать в бюллетенях при любой форме собрания (а не только при онлайн-голосовании, как это прямо предусмотрено ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ);
- если письменное решение (бюллетень) собственника помещения в МКД содержит ошибки, описки, написанные неразборчивым почерком фразы или предложения, либо в решении (бюллетене) отсутствуют какие-либо обязательные сведения, предусмотренные законом, но при этом указанное решение (бюллетень) позволяет достоверно определить лицо, оформившее такое решение (бюллетень), и волеизъявление такого лица по вопросам повестки дня ОСС, тогда указанное решение (бюллетень) не может быть признано недействительным инициатором ОСС и должно учитываться при подсчете голосов;
- отсутствие в письменном решении (бюллетене) собственника помещения в МКД указания СНИЛС не приводит к недействительности такого решения (бюллетеня);
- правом признания такого решения (бюллетеня) недействительным обладает только суд.
«Таким образом, при проведении ОСС письменные решения (бюллетени) собственников помещений в МКД, не содержащие СНИЛС, учитываются при подсчете голосов, а также подлежат размещению в ГИС ЖКХ».
Позиции разошлись даже у жилищных инспекций.
Доходит до того, что отдельные ГЖИ предлагают инициатору не принимать бюллетени без СНИЛС.
Не принимать бюллетени – максимально странная рекомендация с учётом того, что даже в судах то и дело «прокатывают» бюллетени вообще без указания документов о собственности (требование ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса РФ, между прочим!) или без указания даты (одно из требований приказа Минстроя —как нового, так и его предшественника). Да что тут говорить, когда до сих можно встретить одобрение судом голосования всех собственников в одной портянке (определение Ростовского облсуда № 33 – 10366/2025)… Про практику проведения очных собраний вообще без бюллетеней распространяться дополнительно не будем.
А тут инициатору по формальному основанию, притянутому за уши (в документе же прямая отсылка на прием письменных решений при онлайн-голосованиях, а не указание онлайн-собрания как исключения для правила о сборе СНИЛС, как это выворачивается в примере выше) предлагается отказывать в принятии письменных решений без указанных в них СНИЛС.
Хорошо, представим, что инициатор принимает бюллетени только со СНИЛС, а собственники указывают его некорректно. Как счетной комиссии определить, что СНИЛС не настоящий?
Никак, потому что сравнивать не с чем.
Получается, эти голоса все равно придётся учитывать. Другими словами, для определения итогов собрания нет никакой разницы между отсутствием СНИЛС и его некорректностью.
Итак, протокол составлен и загружен в ГИС ЖКХ. Инициатор решил развлечь себя забавой, придуманной Оператором информационной системы, а именно поштучной загрузкой бюллетеней в ГИС ЖКХ. Однако многие бюллетени не грузятся из-за неправильного СНИЛС. И что ему делать? Пересоставлять протокол по тем бюллетеням, что смогли загрузиться? Вряд ли он будет этим заниматься, а если и решит, то не откажет ли ему при попытке подписания протокола счетная комиссия, которая убеждена в правильности изначального подсчета и справедливо не видит оснований для его переоформления документов?
В онлайн-голосовании (для которого указание СНИЛС в бюллетенях предусмотрено не только приказом Минстроя, но и ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ) система не посчитает не загруженные бюллетени и в итоговый так называемый «протокол» они не войдут. Однако в обычных собраниях всё устроено иначе: сначала считаются голоса, потом составляется протокол, а потом он загружается вместе с остальными документами.
Что делать. В наших образцах документов мы добавили графу для указания СНИЛС — с тем намерением, чтобы собственники имели возможность его указать, если инициатор захочет собирать эти данные.
Прежней остается позиция и по вопросу, как инициатору загружать бюллетени — поштучно или всей кучей сразу (спойлер — как хочется / принято / целесообразно — так и грузите). Но если хочется поштучно, то придётся внимательнее подходить к сбору СНИЛС, а то и поломать голову над решениями, которые ГИС ЖКХ не захочет «скушать» из-за некорректного номера.
Судебная практика подтверждает: СНИЛС — не формальный «капкан»
В апелляционном определении Челябинского областного суда по делу № 11 – 10084/2025 (это при том, что для онлайн-собрания требование о СНИЛС закреплено в самом ЖК РФ) прямо указано:
«Истец просил исключить голоса по формальному основанию — неправильному указанию администратором собрания номеров СНИЛС. Однако истец не оспаривал, что голосовали именно собственники. Поскольку номер СНИЛС необходим для идентификации, но сама личность голосующих не оспаривалась, оснований для исключения таких бюллетеней нет».
Это означает: ошибки в СНИЛС или его отсутствие не делают решение собрания недействительным, если иным образом подтверждено, что голосовали именно собственники. Суды делают акцент на существе — фактическом участии правообладателей, а не на технических погрешностях заполнения.
Для инициаторов оспаривания это важное напоминание: без доказательств подделки или сомнений в личности участников ссылка на отсутствие СНИЛС вряд ли повлияет на исход дела.
Опубликовано 02.10.2025. Обновлено 09.12.2025
